Интересное сотрудничество
Людмила Геннадьевна Бабкина,
учитель французского языка
МБОУ гимназии № 11
FORTTICE 2010
FORTTICE 2010
Практическим применением теоретических знаний по вопросу информационно-коммуникативных технологий явилось участие школьников 8-9 классов нашей гимназии
в 2009-2010 учебном году в международном проекте FORTTICE под эгидой французского университета Sthendhal-Grenoble 3 (Франция, г. Гренобль). Этот проект явился продолжением моей методологической и дидактической стажировки в этом университете летом 2009 года.
Во время обучения мной был выбран курс по созданию педагогических сценариев под руководством Thierry Soubrié (Тьери Субрие). Он же является автором многочисленных статей по перспективному использованию TICE (русский эквивалент ИКТ). Само название проекта FORTTICE расшифровывается как FORmation en Tandem aux Technolodies de l’Information et de la Communication pour l’Éducation – français langue étrangère, а именно использование ИКТ
в преподавании французского языка как иностранного.
Проект существует с 2007 г. по инициативе Тьери Субрие, профессора Гренобльского Университета, занимающегося исследовательской деятельностью в области методики преподавания французского языка как иностранного (FLE). Проект зародился от желания дать в пользование всем студентам магистратуры, обучающимся на курсе «Мультимедийные технологии в обучению французскому языку как иностранному», платформу, которая позволила бы не только создать педагогический сценарий, но и протестировать у профессиональных педагогов, на их группах, т.е. получить неоценимый педагогический опыт.
FORTTICE предлагает широкое поле исследовательской деятельности: дискуссии на форуме, сама разработка педагогического сценария, конечный этап (продукция), синтез работы, вопросники, открытые обсуждения в Skype.
Другим важным критерием является сотрудничество между учениками. Существуют разные уровни коллективного взаимодействия: открытая дискуссия, например, в классе, либо дискуссия он-лайн на форуме, коллективное участие в создании одной и той же задачи (например, составление комментариев к слайдам). Нужно обратить особое внимание на то, что педагогический сценарий задуман таким образом, что отрабатываются все возможные языковые компетенции: понимание устное, письменное, репродукция письменная, устная; также отрабатываются навыки автономной работы, а именно развитие у учащихся способности «добывать» информацию самостоятельно. И, конечно же, любой контакт со страной изучаемого языка нам необходим.
Сценарий 2010 г. касался двух главных тем: «Гастрономия Франции» и «Регионы Франции». Была определена легенда: «Ваш друг желает отправиться в путешествие по Франции, и просит вас дать кое-какую информацию. Он знает, что вы были во Франции в 2009 году, следуя дорогами знаменитой велогонки Tour de France (Тур де Франс). Вы решаете помочь ему, создав комментированный фоторассказ, по городам, которые вы посетили во время вашего путешествия». Сценарий базируется на реальном контексте, а именно велогонке Tour de France cycliste 2009. Учащиеся вводятся в этот контекст, будучи болельщиками реальной российской команды «Катюша».
Разработанный педагогический сценарий состоит из 4х задач:
1. Используя программу «Hot Potatoes», студентами были разработаны упражнения на ассоциации. Цель – совместить 17 блюд того или иного региона с городами из маршрута велогонки. В распоряжении учащихся карта регионов Франции, карта велогонки, фотографии блюд с гиперссылками. Кликая на ссылку, можно получить дополнительную информацию, которая поможет выполнить упражнения. Нужно оговориться, что учащиеся работают автономно над реализацией этой задачи.
2. Задача выполняется в группах. Это поисковая работа. Каждая группа ответственна за 4и города из этапов Тур де Франс. Необходимо, с помощью Интернета (гиперссылки даны) найти информацию по каждому городу: чем можно заняться, какие музеи посетить, что интересного увидеть. Нужно создать папку с набором фотографий по каждому из городов.
3. Задача реализуется автономно дома. Она заключается в написании комментариев для фоторассказа, который впоследствии будет озвучен. В комментарии учащийся перечисляет блюда, которые можно попробовать в том или ином регионе, места, которые интересны для посещения. Интересно, что тренируется и грамматический аспект при написании комментария, а именно условное наклонение.
4. При выполнении заключительной задачи, учащиеся создают на основе программы «Photorécit» комментированный рассказ-путешествие. Программа позволяет делать изображения движущимися, накладывать музыку, переходы, эффекты, титры, звук, комментарии. Эта задача реализуется коллективно. Каждый озвучивает свой фрагмент, в итоге получается фильм.
Вашему вниманию предлагается часть А: de Brignoles à Perpignan, реализована Стрельниковой Т., Гусаровой П., Смолягой И., Смоленцевым Л., Красновой Е.
Вашему вниманию предлагается часть B: de Sain Girons à Vatan, реализована Тимошиной Т., Шачнёвой К.
Вашему вниманию предлагается часть C: de Tonnerre à Bourg Saint-Maurice, реализована Бабичевой С., Титковой М., Ефимовой Н., Чибисовым А.
Вашему вниманию предлагается часть D: d'Annecy à Paris, реализована Бабичевой С., Титковой М., Ефимовой Н., Чибисовым А., Тимошиной Т.
По мнению французских студентов, сценарий дал замечательные результаты, они были удивлены качеством языка, богатством словарного запаса, синхронностью звука и картинки, заинтересованностью учащихся.
Руководитель проекта Тьери Субрие разместил фоторассказ наших учащихся на сайте «YouTube», а мы, в свою очередь, на сайте нашей гимназии. Ученикам было очень приятно увидеть результаты своей работы.
FORTTICE 2011
Нас снова пригласили для участия в проекте, теперь уже в FORTTice 2011.
География проекта расширилась. Преподаватели французского языка из Канады, Иордании, России, Турции, Южной Африки, Ливана, США, Тайваня, Франции, Италии встретились на просторах сети Интернет, чтобы учиться сотрудничать, познавать и обучать.
В этот год мы работали с новой командой студентов Eclectik, состоявшей из 3х человек (Celine, Celestine et Duy Thang). Французские студенты и российские учащиеся 8х классов МОУ-гимназии № 11 г . Тулы составили отличную команду в 2011 году.
Проект получился не менее интересным, чем предыдущий. Если в 2010 году мы изучали регионы Франции, то сценарий 2011 года касался традиционных видов спорта во Франции и России. Цель финальной части проекта - представить несколько традиционных русских видов спорта французам с помощью озвученных видеосюжетов. Эти сюжеты были размещены на межкультурном форуме (le forum des Babéliens) в рубрике Sports traditionnels/régionaux. Это форум с достаточно строгими правилами. Нельзя было отправлять материалы прямо на форум, задача усложнялась тем, что сначала нужно было создать блог класса (группы учащихся, задействованных в проекте). На этом блоге, который называется «Sports de chez nous» и размещен на http://www.over-blog.cоm/ выложена вся поэтапная кропотливая работа: от презентации учащихся с фотографиями до финальной части. Детям разъяснялось, что цель этого педагогического сценария – межкультурный обмен и учащиеся всегда могут ознакомиться с другими статьями, помещенными на форуме по этой теме. И найдут они там информацию, собранную, как выразились французские студенты, со всего мира.
Путь к конечной цели был непрост. На 1 этапе в качестве образца предстояло открыть для себя 2а традиционных французских региональных видов спорта, а именно «le Gouren» et «la balle au Tambourin», затем предполагалась поисковая деятельность: «А как в России?». Учащиеся нашли много интересного материала про лапту, городки, самбо и кулачный бой. Необходимо было найти и небольшие (приблизительно 1,5 минуты) видеосюжеты, иллюстрирующие виды спорта. Потом французы учили нас быть «журналистами», учащимся необходимо было сделать интересный репортаж в письменной форме. Студенты разработали несколько обучающих упражнений, которые дети делали в режиме он-лайн.
Потом мы учились переходить от письменного текста к устному воспроизведению. Тут тоже были свои «хитрости», чтобы репортаж был связанным, интересным, лаконичным. Далее шли технические моменты: следовало убрать с видеофрагментов озвучивание на русском языке и с помощью программы Audacity, которая также используется при обучении фонетики, записать репортаж на французском языке, предварительно составленный в письменной форме, и наложить звуковую дорожку на видеосюжет. А затем разместить озвученное видео в интернете. Конечно это непростая, кропотливая работа. Мы с ребятами сделали не один дубль, пока не получилось хорошее озвучивание (учитывается и произношение, и интонация, и скорость речи). Всем, кто заинтересовался результатом работы учащихся гимназии, можно зайти на межкультурный форум http://projetbabel.org/forum/viewtopic.php?t=16578 , найти автора Lycée Toula потом по гиперссылке http://sports.de.chez.nous.over-blog.com на блог и посмотреть наши видеосюжеты и описания.
FORTTICE 2012
К странам-участницам добавились Малайзия и Марокко.
Прошла фаза презентации преподавателей и студентов, началась разработка сценария. Этот год принес много педагогических находок и открытий.
Проект, реализованный в 2011-2012 учебном году, дал возможность учащимся 10 класса МБОУ-гимназии №11 поучаствовать в конкурсе рекламы, выложенном на сайте www.genereationpub.fr. Вся работа была построена на базе этого конкурса. Тема, заявленная организаторами – «Свобода самовыражения». Финальная задача заключалась в том, чтобы реализовать видеосюжет длительностью 30 сек, в котором нужно было выразить своё мнение о свободе слова.
Чтобы реализовать видеосюжеты, учащиеся прошли через несколько подготовительных этапов. На I этапе были изучены ряд текстов, где объяснялось понятие «Свобода слова». На II этапе учащиеся узнали, что такое видеореклама и как с ней работать. На заключительном этапе нужно было сформировать своё мнение и сделать озвученный видеосюжет или фотоколлаж с использованием разных техник съемки, затем отослать готовый продукт в Канаду членам жюри.
10.03.2013
Комментариев нет:
Отправить комментарий